Фрактальная геометрия

По статье «Геометрия безумия». Александр Бождай. Фракталы (от лат. fractus - изломанный) Обладают двумя основными признаками - изломанностью и свойством самоподобия. Самоподобие: фрагмент с

По статье «Геометрия безумия». Александр Бождай.

Фракталы (от лат. fractus — изломанный)
Обладают двумя основными признаками — изломанностью и свойством самоподобия.
Самоподобие:
фрагмент структуры подобен некоторой своей части;
более крупному фрагменту;
даже структуре в целом.
Линейные фракталы обладают самоподобием в чистом виде –
любая часть есть точная копия целого.
Нелинейные фракталы обладают не точным самоподобием –
в них часть есть не точная, а деформированная копия целого.

Можно ли однозначно определить бесформенность?
Отыскать язык, на котором возможно рассказать о форме облаков или о цвете мерцающего снега? Существует ли наука, способная вычислить площадь снежинки или степень беспорядка хаоса?

Рациональная деятельность человека опирается на систему моделей.
Не существует моделей правильных или неправильных — есть лишь модели удобные или неудобные. Геометрия Евклида является удобной моделью для здравого человеческого смысла.
Для описания мира природы более удобна “геометрия безумия”.
Фрактальная геометрия изъясняется на языке природы.
1. В мире природы не существует статических состояний.
Не существует точек, линий, плоскостей и других объектов фиксированных размерностей.
Размерность объекта является, скорее, величиной дробной и нестабильной
Измерить ее можно лишь гипотетически, если представим остановку времени в момент измерения.
2. Любая форма естественного происхождения является самоподобной,
т.е. любая часть целого подобна самому целому – это обеспечивает его единство.
Слова Изумрудной скрижали, приписываемые легендарному Гермесу Трисмегисту:
“То, что находится внизу соответствует тому, что пребывает вверху,
и то, что пребывает вверху соответствует тому, что находится внизу,
чтобы осуществить чудеса единства”.
То есть, фрактальная модель –
структурное существование любой вещи обусловлено ее самоподобием или самоорганизацией.
3. Любой процесс или движение в природе имеет прерывистый (скачкообразный) характер.
Но человеческий мозг видит во всем плавность и непрерывность.
Фрактальная геометрия удобна для постижения таких принципов:
гармония;
устойчивость;
хаос.
Вещи рассматриваются не с точки зрения констатации того, какими они являются,
а с точки зрения — почему они такие.
Морозный узор на стекле,
сверкающая молния,
форма снежинки,
отпечаток пальца человека – все это разнообразно и разнопланово…
Сходство внутреннее –
закон, по которому соткана структура и форма этих явлений,
независимо от их физики и химии.
Одна общая идея выражается всеми возможными способами:
цветом, звуком, формой, запахом и т.п.
Фрактальная геометрия – это модель, что избавляет от привычки
смотреть на вещи с точки зрения их размера и продолжительности.
В данном контексте, смысл имеет только масштаб, в котором рассматривается явление.
Явления описываются не с точки зрения последовательности состояний,
а с точки зрения переходных процессов из одного состояния в другое.
Так, например, источник цвета есть состояние границы света и тени и ее особенности.
Что бы чему не противостояло:
быстрое – медленному;
теплое — холодному;
плотное – разряженному;
кислотное — щелочному и т.п. — на границе различий расцветает жизнь.

1. Фрактал
2. Фото

Естественно-природные фракталы:
периодический самоподобный шум морского прибоя;
звон насекомых и птиц в лесу,
дробь дождя,
очертания форм облаков,
шум ветра,
сочетание ферментов, образующих аромат цветов.
Проявление фрактальности в этнической словесности:
мантры;
гимны;
молитвы;
заклинания, сказания.
Фрактальность может проявляться в образе поведения или траектории движения человека:
ритуальные танцы;
марши;
“ушу-подобные” гимнастики,
пассы психоэнергетических практик — суть обучения тела и ума всеобщей взаимосвязанности и самоподобия.
В окружающем мире — каждая точка является центром общей картины;
Изображение, звук, слово, движение, мысль, эмоция, ощущение –
все это разные языки, говорящие об одном и том же и благодаря одному и тому же.
Мандала — один из древнейших дошедших до нас способов изображения фрактальной структуры.

Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.
Мандала — это геометрический символ сложной структуры,
который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса».
Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат,
в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса.
Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд.
Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Названия написал по возникшим ассоциациям.

Хотелось бы, чтобы озвучили свои ассоциации.

1. гнев
2. умиротворенность
3. истерия
4. опустошенность

SaM.kg
Добавить комментарий