По статье «Геометрия безумия». Александр Бождай.
Фракталы (от лат. fractus — изломанный)
Обладают двумя основными признаками — изломанностью и свойством самоподобия.
Самоподобие:
фрагмент структуры подобен некоторой своей части;
более крупному фрагменту;
даже структуре в целом.
Линейные фракталы обладают самоподобием в чистом виде –
любая часть есть точная копия целого.
Нелинейные фракталы обладают не точным самоподобием –
в них часть есть не точная, а деформированная копия целого.
Можно ли однозначно определить бесформенность?
Отыскать язык, на котором возможно рассказать о форме облаков или о цвете мерцающего снега? Существует ли наука, способная вычислить площадь снежинки или степень беспорядка хаоса?
Рациональная деятельность человека опирается на систему моделей.
Не существует моделей правильных или неправильных — есть лишь модели удобные или неудобные. Геометрия Евклида является удобной моделью для здравого человеческого смысла.
Для описания мира природы более удобна “геометрия безумия”.
Фрактальная геометрия изъясняется на языке природы.
1. В мире природы не существует статических состояний.
Не существует точек, линий, плоскостей и других объектов фиксированных размерностей.
Размерность объекта является, скорее, величиной дробной и нестабильной
Измерить ее можно лишь гипотетически, если представим остановку времени в момент измерения.
2. Любая форма естественного происхождения является самоподобной,
т.е. любая часть целого подобна самому целому – это обеспечивает его единство.
Слова Изумрудной скрижали, приписываемые легендарному Гермесу Трисмегисту:
“То, что находится внизу соответствует тому, что пребывает вверху,
и то, что пребывает вверху соответствует тому, что находится внизу,
чтобы осуществить чудеса единства”.
То есть, фрактальная модель –
структурное существование любой вещи обусловлено ее самоподобием или самоорганизацией.
3. Любой процесс или движение в природе имеет прерывистый (скачкообразный) характер.
Но человеческий мозг видит во всем плавность и непрерывность.
Фрактальная геометрия удобна для постижения таких принципов:
гармония;
устойчивость;
хаос.
Вещи рассматриваются не с точки зрения констатации того, какими они являются,
а с точки зрения — почему они такие.
Морозный узор на стекле,
сверкающая молния,
форма снежинки,
отпечаток пальца человека – все это разнообразно и разнопланово…
Сходство внутреннее –
закон, по которому соткана структура и форма этих явлений,
независимо от их физики и химии.
Одна общая идея выражается всеми возможными способами:
цветом, звуком, формой, запахом и т.п.
Фрактальная геометрия – это модель, что избавляет от привычки
смотреть на вещи с точки зрения их размера и продолжительности.
В данном контексте, смысл имеет только масштаб, в котором рассматривается явление.
Явления описываются не с точки зрения последовательности состояний,
а с точки зрения переходных процессов из одного состояния в другое.
Так, например, источник цвета есть состояние границы света и тени и ее особенности.
Что бы чему не противостояло:
быстрое – медленному;
теплое — холодному;
плотное – разряженному;
кислотное — щелочному и т.п. — на границе различий расцветает жизнь.
1. Фрактал
2. Фото
Естественно-природные фракталы:
периодический самоподобный шум морского прибоя;
звон насекомых и птиц в лесу,
дробь дождя,
очертания форм облаков,
шум ветра,
сочетание ферментов, образующих аромат цветов.
Проявление фрактальности в этнической словесности:
мантры;
гимны;
молитвы;
заклинания, сказания.
Фрактальность может проявляться в образе поведения или траектории движения человека:
ритуальные танцы;
марши;
“ушу-подобные” гимнастики,
пассы психоэнергетических практик — суть обучения тела и ума всеобщей взаимосвязанности и самоподобия.
В окружающем мире — каждая точка является центром общей картины;
Изображение, звук, слово, движение, мысль, эмоция, ощущение –
все это разные языки, говорящие об одном и том же и благодаря одному и тому же.
Мандала — один из древнейших дошедших до нас способов изображения фрактальной структуры.
Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.
Мандала — это геометрический символ сложной структуры,
который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса».
Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат,
в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса.
Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд.
Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.
Названия написал по возникшим ассоциациям.
Хотелось бы, чтобы озвучили свои ассоциации.
1. гнев
2. умиротворенность
3. истерия
4. опустошенность