Знаменитый Геральт из Ривии дорого заплатил, чтобы попасть в компьютерную игру. Сценаристы The Witcher вырвали из Тома Дежурных Клише обглоданную червями страничку с надписью «Тотальная амнезия». Живая легенда в одночасье забыла все: воспоминания, навыки виртуозного владения оружием и зельеварения. Вчера потрошил жутких тварей, спасал милых дам (в том числе от невинности), а ныне — чистый лист, заполняемый по ходу пролога, пяти длинных актов и эпилога. Для профессионального истребителя чудовищ работы тут — хоть отбавляй. Аккуратный дневник, в котором по полочкам разложены квесты, глоссарий, рецепты, подсказки, досье персонажей, описания локаций и бестиария, разбухает с пугающей скоростью. Потерявшиеся дети, незамысловатые «почтовые» поручения, бытовые драмы и хитрые политические дрязги, где нелегко сохранить столь чтимый ведьмаками нейтралитет… Какие-то задания коротки и линейны, другие охватывают несколько глав, подводя повествование к одной из трех концовок, третьи, обманчиво второстепенные, влияют на участь тех, с кем столкнулся Геральт. О последствиях решений, не всегда очевидных при выборе реплик в беседе, поведают статичные вставки.
Идентификация Геральта
Знаменитый Геральт из Ривии дорого заплатил, чтобы попасть в компьютерную игру. Сценаристы The Witcher вырвали из Тома Дежурных Клише обглоданную червями страничку с надписью «Тотальная амнезия». Живая легенда в одночасье забыла все: воспоминания, навыки виртуозного владения оружием и зельеварения. Вчера потрошил жутких тварей, спасал милых дам (в том числе от невинности), а ныне — чистый лист, заполняемый по ходу пролога, пяти длинных актов и эпилога.
Так бы и отлеживался Геральт в крепости Каэр Морхен, штаб-квартире общества ведьмаков, но, на беду, в фолианте шаблонов оставалось много бумаги. Бандиты с символикой саламандры на рукавах напали на цитадель и проникли в ее святая святых — подземную лабораторию. Негодяи украли ингредиенты, снадобья и формулы мутагенных отваров — неотъемлемой части превращения обычного ребенка в машину для искоренения зла, коей не страшны яды, хвори и старость.
Движимый местью, герой отправляется на поиски налетчиков. Эпические скитания ему не грозят: действие почти всей игры проходит в столичном граде Вызима и его окрестностях. Для профессионального истребителя чудовищ работы — хоть отбавляй. Аккуратный дневник, в котором по полочкам разложены квесты, глоссарий, рецепты, подсказки, досье персонажей, описания локаций и бестиария, разбухает с пугающей скоростью. Потерявшиеся дети, незамысловатые «почтовые» поручения, бытовые драмы и хитрые политические дрязги, где нелегко сохранить столь чтимый ведьмаками нейтралитет… Какие-то задания коротки и линейны, другие охватывают несколько глав, подводя повествование к одной из трех концовок, третьи, обманчиво второстепенные, влияют на участь тех, с кем столкнулся Геральт. О последствиях решений, не всегда очевидных при выборе реплик в беседе, поведают статичные вставки. Fallout, Arcanum и Baldur’s Gate 2 явно запали в сердца сотрудников CDProjekt.
Монохромный мир
Я не зря упомянул «большие имена». По качеству сценария и атмосферы гостья из Польши заслужила право стоять наравне с корифеями жанра. Из топорно-шаблонной завязки можно сварить вкусную похлебку (проверено в Planescape: Torment!), а отсутствие генератора аватаров — изъян, не ускользнувший от внимания ролевых «нарциссов», — с лихвой окупают ветвления. Отдали чужие припасы командиру эльфийских мятежников в первой главе — недосчитаетесь информатора во второй. Спасли ведьму от толпы разъяренных сельчан — увидите знакомое лицо в четвертой.
The Witcher радует не только непредсказуемым развитием ситуаций. Залог его успеха — интересные миссии, уйма добротных скриптовых роликов и киношная постановка диалогов (пускай с трехкопеечной мимикой и засильем NPC-близнецов). Он не держит зрителя за 12-летнего дурачка, не читает морали, не расклеивает ярлыки «свет» и «тьма», предлагая взамен десятки градаций серого. «Война бобра с козлом», утащившая на дно немало произведений, миновала этот край благодаря литературному первоисточнику: Сапковский тоже не любит распихивать персонажей по черно-белым коробкам. Плохиш, которому по должности положено мерзко хихикать и стремиться к абсолютной власти, обладает на удивление рациональным мотивом. И, напротив, приторно честный храбрец, слепо верящий в букву закона, способен утопить государство в крови.
Вносит свою лепту и распорядок дня горожан на манер Gothic 2. Люди ходят на работу, шатаются по корчмам, сплетничают, сидят у костров и прячутся под навесами в дождь. Сутки разделены на 4 шестичасовых отрезка, и некоторые «клиенты» появляются строго в определенное время. Рыжеволосая Шани из больницы Св. Лебеды не желает изливать душу на службе — ждите, когда она придет домой вечером. Букинисты, травники и прочие торговцы покидают рынок на закате. График есть и у кое-каких гадов: кикиморы допекают вызимских мещан исключительно по ночам, а полуденицы патрулируют поля под жаркими лучами солнца.
Бельмом на глазу торчит лишь четвертая глава — очень уж скучно в живописном селе Темноводье. Нет, я понимаю, что сюжету необходима передышка перед заключительным аккордом, особенно после напряженной развязки третьего акта. Пасторальные пейзажи великолепны, музыка, как и везде в The Witcher, прекрасна. Но, может, стоило придумать что-нибудь пободрее деревенского детектива, состоящего из метаний по трем с половиной локациям?
Ритм-клик
Вера в солянку из западноевропейского Средневековья, русских сказок и современной науки, населенную генетически модифицированными кащеями, приходит раньше, чем привыкание к боевой системе.
Как всякий ведьмак, Геральт редко применяет стандартное оружие, предпочитая два специальных меча: стальной (для людей и животных) и серебряный (против монстров). Вступая в бой, важно правильно выбрать клинок и стиль фехтования. Кого-то лучше приложить медленно, но крепко; иные враги вынуждают провести серию быстрых ударов; третий вариант полезен, если вас зажали в кольцо, — урон невелик, зато на орехи достается нескольким противникам сразу.
В отличие от Neverwinter Nights, где персонаж дерется автоматически по первому же приказу и не просит каши, The Witcher заставляет наблюдать за ходом баталии, понукая подопечного щелчками мыши. Тыкать следует с умом, подгадывая момент, когда курсор озаряется оранжево-желтой вспышкой при наведении на оппонента, — это значит, что Геральт готов совершить вторую атаку (и так — вплоть до пятой). Нажали кнопку рано или прозевали мгновение — стройте цепочку выпадов с нуля. Без нее в серьезной схватке не выжить, ведь каждый новый укол больнее (и кровавее!) прежнего. Ну а «Final Attack» — форменный апокалипсис!
Оригинальный подход? Несомненно. Удобный? Вряд ли. Оба режима изометрической камеры — ближний и дальний — одинаково корявы (обзор из-за спины с «трясучкой» а-ля Gears of War — не более чем инструмент для съемки эффектных скриншотов). Достичь финальной комбинации в суматохе сражения, не мучая клавишу паузы, — тяжкое испытание: оператор то и дело норовит повернуть объектив не туда. Назойливые «поправки курса» бесят даже в минуты затишья. Эх, сюда бы гибкое управление из Mask of the Betrayer!
Печалит и анимация, точнее, ее нехватка. Если в пылу ожесточенной разборки Геральт застыл столбом, игнорируя мышь и W/A/S/D, не паникуйте — он не уснул. Скорее всего, его оглушили или обездвижили, а игра не показала нам падение на землю. Но суета уходит на задний план, едва мы осваиваем пятую, максимальную стадию магического знака Игни. Огненные круги вмиг сжигают мелкую шушеру и здорово калечат «боссов»; «прокачайте» выносливость (по сути, аналог «маны»), и меч уйдет в ножны.
Помимо Игни, в хозяйстве пригодится Аард, незаменимый при расчистке завалов и отталкивании наседающих тварей. Мощный импульс посылает жертву в нокдаун, позволяя добить ее красивым «фаталити». Еще три колдовских таланта — Ирден (вызывающая ступор ловушка), Аксий (стравливает негодяев между собой) и Квен (защитное поле) — существуют разнообразия ради, лишний раз демонстрируя, что сильная сторона ведьмаков — отнюдь не чародейство.
Жизнь без «Monty Haul»
Ведь и без магии есть куда тратить баллы. Скажем, на ключевые параметры (сила, ловкость, выносливость, интеллект), отвечающие за живучесть Геральта, его защиту, запас и восстановление энергии, сбор цветков-корешков, доступ к заклинаниям и атакам, приготовление бомб и смазок для лезвий. Или в боевые стили. Категорий очков — три: «бронзу» мы вкладываем в две начальные ступени, «серебро», выдаваемое с 15-го уровня, — в пару следующих, а для покорения последней нужно «золото» (от 30-го и далее).
Слава богу, дизайнеры жадностью не страдают. Постепенно «удешевляя» слабых зверушек, они щедро отсыпают «экспу» за квесты. Терпеливый игрок, не бегущий сломя голову по сюжетной колее, помогающий каждому встречному и не пропускающий рецепты зелий из внутренностей уникальных монстров, вырастет суперменом. Труд во благо NPC приносит и львиную долю денег в наш карман. Челночные рейсы «поле брани — магазин» с грудой металлолома на горбу тут вне закона — ячейки инвентаря маловаты. К тому же никто не мешает сколотить капитал на покере и кулачном мордобитии в тавернах.
Правда, сорить монетами негде и не на что, разве что ученые книжки скупать. Топоры и кинжалы — никчемный балласт. Перековка мечей с добавлением рунных камней и метеоритных обломков — полезная штука, но настоящие ценности вы подберете с земли или получите за выполнение побочных заданий. Ассортимент брони начинается и заканчивается кожаной курткой за 5000 оренов, сиротливо висящей в лавке Ордена Пылающей Розы.
Так что основная статья расходов Геральта — спиртное. Не подумайте дурного, он использует водку для создания эликсиров (хотя, если обстоятельства потребуют, заложит за воротник с собеседником). Самые популярные напитки — «Ласточка» для ускоренного заживления ран и «Кошка», разгоняющая шейдерный сумрак склепов и пещер. Составов почти тридцать, однако вы обойдетесь меньшей их частью. Да много и не выпить. Настойки, убивающие рядового homo sapiens за секунды, вредят организму ведьмака: отрава ослабляет героя, а передозировка сведет в могилу.
К счастью, отвары и масла действуют долго, избавляя от поминутного опустошения пузырьков. Вывести дрянь из тела поможет «Белый мед», ритуал очищения у Места Силы или медитация у костра, заменяющая в The Witcher сон. Кстати, только на отдыхе нам разрешают возиться с ретортами и статистикой.
Круче, чем бигос
Медитация не помешает и руководству российских студий. Братья-славяне, плодившие ролевой трэш (см. Frater, Two Worlds, Weird Wars, Space Hack) с тем же рвением, что и коллеги из Москвы и Воронежа, доказали: им по плечу выдать продукт мирового класса с шустрым движком, симпатичной графикой и наглядным интерфейсом, пусть и за четыре года. Хороший повод задуматься о вашем положении в индустрии, господа.
Конечно, до ломки стереотипов еще далеко. Если CDProjekt сядет за сиквел, ей придется что-то сделать с косолапой «боевкой» и неровным дизайном (для борьбы с вылетами в Windows, надеюсь, хватит и патчей).
А вот у «Нового Диска» есть причина для гордости, поскольку русская версия на голову выше западного издания. Да, она тоже неидеальна: Каэр Морхен и пригород Вызимы подпорчены вялой озвучкой, текстам не повредила бы повторная корректура. И все же, чем дальше развивается история, тем приятнее слушать актерские голоса. Дубляж «от Atari», напротив, глубже и глубже сползает в трясину сонного бубнежа. Английский монолог оборотня вообще достоин сайта Audio Atrocities.
В общем, как ни крути, The Witcher — сборник отличных сюрпризов. И лучшая RPG 2007 года.