VS
«Беркут» против «Стеллс»
США и Россия уже долгое время ведут разработку истребителей, сочетающих качества сверхзвуковой боевой машины и самолета-невидимки…
Создание такого истребителя не только резко увеличивает эффективность ВВС, но и дает козырь в борьбе за мировой рынок вооружений.
До недавнего времени ведущие производители самолетов не могли соединить в одной машине столь противоречивые с технологической точки зрения характеристики. Причем СССР в большинстве случаев выступал в роли догоняющего. Так, МиГ-29 создавался как ответ американскому истребителю F-18, Су-27 был противовесом американскому же F-115.
Хотя эти самолеты и были большими достижениями авиастроения, новые военные доктрины требовали создания машины, сочетающего в себе многие качества — «самолета-невидимки», недоступного радарам и приборам инфракрасного наблюдения, и многоцелевого сверхзвукового сверхманевренного истребителя.
Американский дозвуковой самолет-невидимка F-117 имеет очень скромные летные данные и не может достаточно успешно участвовать в воздушных боях. ВВС США затратили огромные средства на создание действительно боевого самолета «СТЕЛС». Однако приблизились к реализации этой цели только в сентябре 1997 года, с началом испытаний истребителя Р-22 «Рэптор».
Исследования облика истребителя пятого поколения начались в СССР, как и в США, в середине 1970 годов, когда машины четвертого поколения — Су-27 и МиГ-29 — делали лишь свои «первые шаги». В 1980 году конструкторское бюро Сухого совместно с отраслевыми научными центрами приступила к исследованию проекта истребителя с крылом обратной стреловидности.
Предполагалось, что при ведении дальнего ракетного боя с использованием обеими сторонами оружия примерно равных возможностей, преимуществом будет обладать тот противник, который сумеет быстрее сориентировать свой истребитель в направлении цели, что позволит полнее использовать динамические возможности своих ракет.
В качестве одного из решений, обеспечивающих получение требуемых маневренных характеристик, рассматривалось применение крыла обратной стреловидности (КОС). Такое крыло, пытались использовать в военной авиации еще в 1940-e годы. Первым реактивным самолетом с крылом обратной стреловидности стал германский бомбардировщик Юнкерс Ju-287. Машина, совершившая первый полет в феврале 1944 года, была рассчитана на максимальную скорость 815 км/ч. В дальнейшем два опытных бомбардировщика этого типа достались СССР в качестве трофеев.
В первые послевоенные годы в нашей стране велись и собственные исследования КОС применительно к скоростным маневренным самолетам. В 1945 году по заданию ЛИИ конструктором П.П.Цыбиным было начато проектирование экспериментальных планеров, предназначенных для отработки аэродинамики перспективных истребителей.
К идеи использования КОС затем возвратились в 70-х, когда в СССР и США притупили к работам по изучения облика истребителя пятого поколения. Компоновка с крылом обратной стреловидности обеспечивала лучшее сочленение крыла и фюзеляжа, а также оптимизировала распределения давления на крыле. По расчетам американских специалистов, применение крыла обратной стреловидности на самолете типа F-16 должно было привести к увеличению угловой скорости разворота на 14%, а радиуса действия — на 34%, при этом длина пробега при взлете и посадке сокращалась на 35%.
Однако создание КОС ставило ряд сложнейших задач, решить которые можно было лишь в результате проведения широкомасштабных исследований. Несмотря на все сложности, в конце сентября 1997 года в истории мировой авиации произошло историческое событие — состоялся полет нового экспериментального самолета, С-37 «Беркут», который может стать прототипом российского истребителя пятого поколения.
Кроме всего, самолет пятого поколения должен быть незаметным. И здесь российские исследователи пошли по непроторенному пути. Ученые Исследовательского центра им. Келдыша разработали новые технологии обеспечения малозаметности летательных аппаратов. Они принципиально отличаются от американской технологии снижения демаскирующих признаков типа «СТЕЛС» и не только обеспечивают полную скрытность защищаемого объекта, но и значительно дешевле.
Физическая сущность российской технологии обеспечения малозаметности заключается в следующем. Для обнаружения самолета или ракеты радиолокационные станции противника начинают генерировать электромагнитные волны и облучают ими летящий объект. Если при этом этот объект окружен облаком плазмы, то при взаимодействии с ним электромагнитных волн средств обнаружения противника возникает несколько явлений.
Во-первых, происходит поглощение энергии электромагнитной волны, так как при прохождении плазменного образования она вступает во взаимодействие с заряженными частицами плазмы и передает им часть своей энергии, то есть затухает. Во-вторых, вследствие ряда физических процессов электромагнитная волна стремится обогнуть плазменное образование. Оба этих явления приводят к резкому снижению отраженного сигнала.
На сегодня «Беркут» является экспериментальным самолетом. На нем проверяются новые технологии, а также отрабатываются элементы сверхманевренности. В дальнейшем он может стать прототипом многофункционального истребителя поколения «5+».