Владелец сайта compromat.ru Сергей Горшков:
» Подозреваю, что сейчас на Путина готовится сексуальный компромат».
ИЗ ДОСЬЕ:
Сергей Горшков. Окончил МИФИ по специальности «инженер-математик». Кандидат технических наук. Автор нескольких работ по теоретической кибернетике. Второе высшее образование — Финансовая академия при правительстве РФ. До 1999 года работал в ряде брокерских и инвестиционных компаний.
В октябре 1999-го зарегистрировал сайт http://www.compromat.ru/, на котором ежедневно стал размещать всевозможные разоблачительные материалы российских СМИ. Утверждает, что перед нынешними выборами за этот сайт ему предлагали $600 тыс.
Спасибо родному МВД
— Сергей, почему именно compromat.ru?
— Четыре года назад слово «компромат» раскрутило ТВ. На первом канале Доренко лил грязь на Примакова, на втором красовался голый прокурор. Газеты пестрели «прослушками». Компромат стал так моден, что не сделать из него брэнд было бы глупо. Мне предложили продать сайт уже через три месяца за 50 тысяч долларов.
— Ничего себе…
— Причем в его раскрутке очень помогла милиция. Я опубликовал перепечатку компромата на тогдашнего главу МВД. А в канун выборов как раз решили бороться с «черным» пиаром и в МВД создали для этого спецотдел. Увы, я оказался первой и последней его жертвой. Сайт на время закрыли. Ну а потом состряпали версию, что я сам придумал эту историю для дешевой популярности. Она, кстати, после этого скандала подскочила втрое. Большое спасибо нашей доблестной милиции!
— Как добываете компромат?
— Сам ничего не пишу. Что-то нахожу в Интернете и бумажной прессе, что-то приходит по электронной почте, иногда получаю посылки. Отбраковываю явную чушь и клевету. Например, мне прислали адрес сайта, на котором со ссылкой на какую-то газету лидер одной из правых партий обвинялся в педофилии. В таких случаях я прошу прислать саму газету со статьей, чтобы официально на нее сослаться.
=================================================================
Как передают компромат
— А как же таинственные незнакомцы с черными чемоданчиками, набитыми дискетами и видеокассетами с секретной информацией?
— И такие приходят. Но редко. Они обычно звонят мне на сотовый. Определитель номера, разумеется, не срабатывает. Назначают «стрелку», почему-то часто на Октябрьской площади. Замечаю, что из машин идет контроль. Причем человек, который хочет передать мне компромат, обычно не доверяет своим подчиненным и пытается все сделать сам. Но светить свою личность не может. Потому разговор с ним происходит так. «Это вы стоите на перекрестке?» — «Я». — «Сейчас к вам подойдет человек с пакетом». Тут из-под земли вырастает человек. «Передал?» — «Передал».
В пакете обычно дискета или видеокассета, с помощью которых одна сторона пытается потопить другую. Когда-то, в начале 90-х, информация сливалась ради правого дела. Сейчас такого нет. Вся информация тенденциозная.
— Не бывает ли у вас угрызений совести?
— У нас политики любят называть себя элитой. Смешно, но они на самом деле ею себя считают. Но за все надо платить. Они выбрали свой путь — и пусть терпят!
============================================================
«Наезжают» одни бандиты
— А вы не боитесь, что их терпение лопнет?
— У меня нет охраны. К счастью, у высокопоставленных людей, даже если они круглые идиоты, обычно есть умные советники, которые объясняют хозяину — не ввязывайся. Угрозы чаще исходят из криминальных структур. Так, я опубликовал списки «солнцевских», а один из бандитов вдруг обиделся — его имя значилось не в первой десятке. Требует — убери меня вообще. «Не могу, — отвечаю. — Зато с радостью опубликую рядом ваш комментарий, что я, такой-то, не являюсь членом солнцевской ОПГ». Браток почему-то отказался.
Правильнее всех поступил Евгений Киселев. Кассеты эротических сцен с его участием пришли только в «Останкино» и ко мне. Я сделал из них шесть видеофрагментов и вывесил на сайте. Киселев никак не среагировал, заявив, что это его личное дело.
— И перед Киселевым вам тоже не стыдно?
— Я делаю свою работу, он — свою. Не я подглядывал за Киселевым. Думаю, ему вернули должок за что-то подобное. Но, заметьте, история с этой кассетой пошла ему на пользу. До этого на экране мы видели самовлюбленного пафосного человека. Теперь пафоса стало меньше, появилась самоирония.
— Не ощущаете на себе давления властей?
— Ничего конкретного. Меня спасает, что я не играю ни в какие игры. Если размещаю на сайте материал, принципиально не снимаю его ни за какие деньги и невзирая на любые угрозы.
— Ваш сайт работает 4 года. Как, по-вашему, изменился политический расклад в стране?
— Раньше был драйв. Борьба за свободу, за идеи. А сейчас даже самый непродвинутый избиратель знает, что все партии едят из одной кормушки и стоят в очереди в одни и те же кабинеты. Когда Ходорковский одновременно финансирует и КПРФ, и «Яблоко», становится ясно, что нынешние выборы — это борьба не идей, а технологий.
==========================================================
Неуязвим лишь Жириновский
— Может ли высокопоставленный человек защититься от компромата?
— Обязан. Иначе он непрофессионал. Вот Жириновскому можно не бояться за репутацию, ей ничто не может навредить. А репутация бизнесмена драгоценна. Она — часть капитализации его компании, и защита ее превращается в сложную и дорогостоящую систему. Представляете, какую часть «ЮКОСа» составляет репутация Ходорковского? Он построил такую глубокоэшелонированную и хорошо оплаченную информзащиту, что СМИ до сих пор публикуют о нем позитив, несмотря на то, что он в тюрьме. Иметь хороший пиар, сидя на нарах, — это очень дорогого стоит!
— А если вам заплатить, вы можете пообещать, что не опубликуете компромат на определенное лицо?
— Если материал уже пришел ко мне, то — нет. Иногда практикуется «блокировка темы», но это удовольствие дорогое. Вообще же компромат на крупных политиков заблокировать нереально.
— В СМИ в отличие от Генпрокуратуры компромата все меньше. Ваш бизнес под угрозой?
— Это иллюзия: объем компромата растет. Другое дело, что наши СМИ, мягко говоря, неохотно его публикуют. Пример — снятый с эфира «Намедни» сюжет о книге Трегубовой. Его не выпустили, посчитав книгу пошлой, а вместо него показали другой сюжет — о сумасшедших обезьянах, которые писались прямо в кадре. Борясь с компроматом в СМИ, власть не понимает, что делает себе хуже. Обеспечивая себе информационную нирвану, она становится еще более уязвима для компромата. Придет время, когда, пропустив один сильный удар, она может потерять контроль над ситуацией.
====================================================
Под президента готовят женщину?
— Что за удар вы ждете?
— Я прогнозирую, что перед президентскими выборами будет удар по Путину. Причем в западном стиле — «ниже пояса». Помните Монику Левински с ее легендарным пятном на платье? Мне почему-то кажется, что нечто похожее готовится и для нашего президента. Причем, вероятнее всего, об этом сначала напишут западные СМИ, ну а когда начнется скандал, узнают все.
— Вы что-то знаете о подготовке этого компромата?
— Это лишь мой прогноз.
— А вы готовы опубликовать компромат на Путина?
— Я подумаю над вашим предложением (смеется). Конечно, опубликую. Но только после того, как материал появится на страницах западных СМИ. Ну а если честно, я каждый год пытаюсь этот свой проект продать. В последний раз предлагали 600 тысяч долларов. Но теперь мне нравится более круглая цифра.