В марте авиационная тематика продолжилась скандалом, связанным с открытием нового терминала в Хитроу, принадлежащего компании British Airways. Из-за проблем с системой сортировки багажа было отменено более 300 рейсов и потеряно около 30 тысяч чемоданов, а ущерб компании превысил 50 млн долларов. Чтобы разобраться в возникшем хаосе, British Airways пришлось привлечь более 400 сотрудников для ручной сортировки багажа, а также отправлять неопознанные чемоданы в другие страны Европы и уже потом искать их владельцев. Жертвами кризиса оказались как обычные путешественники, летящие в отпуск, так и молодежены, которые были вынуждены перенести дату своего бракосочетания, т.к. платье невесты улетело в неизвестном направлении. Кроме того, по слухам, без багажа остался один из европейских министров иностранных дел, летевший в Словению на встречу с коллегами. Впрочем, путешественников не покинуло чувство юмора: по мотивам произошедшего была даже создана компьютерная игра. Ее герой должен поймать свой чемодан и успеть добежать с ним до стойки регистрации.
Майские праздники прошли для турбизнеса на удивление спокойно, зато уже в конце мая возникла новая проблема. Из-за перебоев в поставках авиатоплива во Внуково были задержаны 9 чартеров и 1 регулярныйрейс авиакомпании «Атлант-союз». Учитывая, что конечной точкой полета чартеров были Турция и Египет, куда компания летает на «Ил-86», только в московских аэропортах сидело 2,5-3 тысячи человек, а еще столько же были вынуждены ждать своего вылета за границей.
Впрочем, скандал с «Атлант-союзом» довольно быстро забылся, особенно на фоне банкротства крупного оператора на турецком направлении — компании «Детур». Причем основной проблемой стал шантаж со стороны турецких хотельеров, которые без разбору стали требовать денег со всех туристов, приехавших от этой компании, а заодно и с турагентств, продававших туры обанкротившейся фирмы. При этом проверить, реально ли данный конкретный отель не получил денег за проживание или он просто стремится «половить рыбку в мутной воде», было практически невозможно. Конец этому безобразию положило только вмешательство генерального консула России в Анталии. У более чем шестиста человек отпуск не состоялся или был испорчен. Ущерб, нанесенный клиентам компании, оценивается в 24 млн рублей, в то время как сумма финансовых гарантий «Детура» составила всего 10 млн рублей, а компенсацию получили лишь те, кто успел вовремя подсуетиться и подать документы в страховую компанию.
Тему шантажа со стороны турецких хотельеров продолжил скандал с детской группой из Москвы, чье заселение в обещанный отель затянулось на трое суток. Для начала 120 детей, в основном из Москвы, два раза свозили в Турцию и обратно по той причине, что аэропорт Анталии не дал разрешение на посадку первому самолету, на котором летели дети, и его пришлось вернуть в Москву. Добравшись, наконец, до турецкой земли, дети обнаружили, что вместо каменистых пляжей Кемера их привезли на песчаные пляжи Алании. Как выяснилось, отель Monaco Beach отказался селить новых постояльцев, пока туроператор не оплатит счет в 16 тысяч долларов за погром, учиненный в отеле детками из предыдущего заезда. После длительных разборок детей все же привезли в Monaco Beach, и тут выяснилось, что в отеле попросту нет мест (и даже дополнительных кроватей) для размещения такого большого количества народа. В результате, ожидая, пока освободятся номера, детям пришлось провести пару ночей по 5-6 человек в двух- и трехместных номерах. Это оказался практически первый туристический скандал, на который обратила внимание высшая власть страны. Премьер-министр России Владимир Путин дал поручение министру спорта, туризма и молодежной политики Виталию Мутко усилить контроль за деятельностью российских туроператоров «с целью повышения надежности их работы и выполнения в полном объеме всех обязательств перед туристами».
На этом фоне почти незамеченным остался скандал, связанный с массовым опозданием на свои рейсы пассажиров, ехавших 16 июля «Аэроэкспрессом» в Шереметьево-2. Вместо обещанных 35 минут поезд с остановками ехал до аэропорта полтора часа. Причем внятных объяснений причин произошедшего пассажиры так и не получили, а подумать о компенсации компания, обслуживающая электропоезда, согласилась только после угрозы подать в суд и множества публикаций в СМИ. Стоит заметить, что первая презентация «Аэроэкспресса», проведенная для журналистов 10 ноября, также была не совсем удачной, поскольку на обратном пути поезд сломался и дорога до города заняла те самые полтора часа.
Пока одни туркомпании разбирались с турецкими отелями, другие предпочли выяснить отношения между собой. 23 июля «Интурист» при поддержке Ростуризма подал иск в Федеральную Антимонопольную Службу против компании Tez Tour за недобросовестную рекламу. Тот факт, что ведущий оператор турецкого направления компания Tez Tour осмелилась называть себя в рекламе на Первом канале «туроператором номер один», показался оскорбительным крупнейшему по величине выручки туроператору «Интурист». Забавно, что после заседания ФАС 1 сентября, на котором рассматривался иск, Tez Tour и «Интурист» опубликовали пресс-релизы с прямо противоположной информацией. Одна компания написала, что предписания о прекращении трансляции ролика не последовало, вторая — что ФАС признал рекламу Tez Tour некорректной. Справедливости ради стоит заметить, что пиарщики признают рекламную компанию Tez Tour в содружестве с Первым каналом одной из самых удачных на рынке. При всем этом, максимальный штраф, грозивший оператору за недобросовестную рекламу, составляет 500 тысяч рублей, что как раз сравнимо со стоимостью эфирного времени на Первом канале.
В конце августа аэропорты страны превратились в большое общежитие для многих тысяч пассажиров авиаальянса AirUnion. В один прекрасный день альянс, в очередной раз не заплативший за отгруженное топливо, получил отказ от аэропортов заправлять свои самолеты. Цепная реакция задержек и отмен рейсов волной прокатилась по стране. По официальной версии, кризис перевозчиков альянса был связан с заметно выросшими в тот период ценами на нефть, поскольку часть билетов была продана без учета скачка стоимости топлива. Особенно интересно вспомнить об этом сейчас, наблюдая, сколько стоит нефть в преддверии 2009 года. В результате, альянс де факто стал банкротом (хотя де юре этого до сих пор не произошло), а на базе их парка, а также на базе парков авиакомпаний «Атлант-союз», ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «Владивосток Авиа», «Дальавиа» была создана новая авиакомпания — «Авиалинии России», призванная составить конкуренцию самому «Аэрофлоту».
Октябрь выдался довольно спокойным, но уже в ноябре туристический рынок узнал об очередном банкротстве. На этот раз компании «Вояж-люкс», оператора по Египту и Греции. Официальной версией случившегося владельцы компании называют кризис, в то время как бывшие сотрудники обанкротившейся компании считают, что причина кроется в излишне авантюрных действияхруководства. Так или иначе, оценки предполагаемого ущерба колеблются в районе 40 млн рублей (из них 8 млн — корпоративный заказ одной крупной фирмы), а сумма фингарантий все та же — 10 миллионов. Очевидно, как и в случае с «Детуром», компенсацию получат лишь те, кто успеет раньше других подать документы.
В конце года не обошлось и без визовых проблем. Сначала посольство Болгарии напугало туроператоров, сократив список аккредитованных при консульстве компаний до 14. После встреч с консулом и длительных переговоров операторам удалось добиться включения в аккедитацию других участников рынка, однако теперь компании будут вынуждены платить дополнительно за каждую анкету по 500 рублей, и эти расходы они, естественно, переложат на плечи клиента. Конечно, это в два раза меньше, чем 1000 рублей, которые просит визовый центр Болгарии, но все же в условиях кризиса удорожание стоимости путевок не является хорошей новостью.
Проблемы качества работы визовых центров и сохранности документов в них поднял скандал, возникший после пропажи 27 ноября 99 паспортов в визовом центре Чехии. Как выяснилось, некто по поддельным документам ухитрился получить паспорта туристов и скрыться в неизвестном направлении. А сотрудники центра были весьма удивлены, когда через полчаса к ним явился настоящий представитель компании и попытался получить документы. Через несколько дней, благодаря действиям милиции, паспорта нашли, но тем не менее, 30 человек не смогли вовремя улететь на отдых. В 2008 году было открыто довольно много визовых центров, в основном европейских стран, что привело к удорожанию виз на 900-1200 рублей. Консульства объясняли данный шаг тем фактом, что они не справляются с наплывом туристов. Между тем, введение дополнительных сборов за визы в обязательном порядке противоречит соглашению между Россией и ЕС об облегчении визового режима, согласно которому стоимость визы должна составлять 35 евро. Остается открытым и вопрос, правильно ли предоставлять столь ценную информацию сторонним фирмам, которые не всегда могут обеспечить сохранность документов. Хотя и сами турфирмы, в руки которых попадают документы туристов с конфиденциальными сведениями, не всегда тщательно подходят к выбору курьеров.
Впрочем, велик шанс, что уже в феврале-марте консульствам трудно будет жаловаться на избыток работы, поскольку продажи туров будут стремиться к нулевой отметке.
по материалам www.turist.ru