Что есть Зло?

Что есть Зло? Вне всяких сомнений, этот вопрос терзает человечество так же долго, как и вопрос о том, что есть Добро. Его пытаются разрешить родители, уча детей сакраментальному что такое «х

Что есть Зло? Вне всяких сомнений, этот вопрос терзает человечество так же долго, как и вопрос о том, что есть Добро. Его пытаются разрешить родители, уча детей сакраментальному «что такое «хорошо», а что такое «плохо»», над ним бьются учёные всех специальностей, за исключением, пожалуй, маркетологов и иже с ними, которые в глубине души уверены, что именно они-то и изучают самое настоящее «зло», а остальные — так, дилетантствуют.
И в этом поиске, как и вообще в любой погоне за Истиной, тот, кто полагает, что ответ понятен лишь ему одному, будет благоразумно помалкивать, наслаждаясь неведением и тщетными изысканиями сотоварищей. Почему? Просто потому, что людям так веселее жить. Впрочем, не будем углубляться в исследование души человеческой, так как что там можно отыскать, кроме бездны помоев? Лучше вернёмся к теме и ознакомим вас с некоторыми достигнутыми нами результатами в этом «соревновании». Вот видите, хоть относительно этого вопроса мы считаем себя компетентными, но, тем не менее, совершенно не жалеем, что делимся с вами своими соображениями — так что не так-то уж мы и плохи.
Итак. Человек обычно предпочитает принять принцип «всё всему относительно, а, следовательно, всё, что плохо для меня, конкретно для меня и является Злом». И наоборот. Добро противопоставляется Злу: легенды, мифы, произведения всевозможных писателей и фильмы всевозможных режиссёров — все они, в конечном итоге независимо от хитросплетений сюжета, строятся на единственном, универсальном принципе — на борьбе «Зла» и «Добра». Мы склонны считать орудием злых сил человека, который причинил нам боль или обиду, взваливаем вину за свои неудачи на «дьявола» и благодарим за везение «бога». Или наоборот.

Зло и Добро незримо присутствуют в человеческой жизни всегда: их можно увидеть в каждом прожитом дне человека, в каждом его шаге, и любое происшествие он склонен оценивать именно с точки зрения знака этого события — положительное оно для него или отрицательное. Фактически, мир человека во все времена сводился к упрощённому символу Инь-Янь, он представлялся некой областью, с противоположных сторон которой друг навстречу другу распространяется градиент некоторых веществ — чёрного и белого, а где-то на полюсах этого мира есть их источники, являющие собой непостижимые для человека концентрации этих таинственных веществ, состав которых он уже так долго пытается выяснить. Для простоты человек персонализировал эти полюса, обозвав их «богом» и «дьяволом», и на этом, кажется, успокоился, так как тему противоборства таких обретших лица «персонажей» можно эксплуатировать хоть вечность — не надоест. По сути дела, его исследование на этом и закончилось — всё, что произошло после того, как человек уяснил для себя, что «всё относительно», было только «вариациями на тему», обрастанием концепции дополнительными фактами, а то и вовсе нагромождением красивых слов, коими являются все попытки определить Зло и Добро.
Грубо говоря, все человеческие метания от одного воображаемого полюса к другому, все попытки создать некое законченное произведение, охватывающее суть противостояния «бога» и «врага человеческого» (мы намеренно используем именно этот термин — заметьте, что во главу угла человек ставит самого себя, и «дьявол» у него является не «врагом божьим», но «врагом человеческим», то есть «бог», как бы это дико не звучало, в вечной войне из Высшей Силы превращается в обыкновенного представителя человека, эдакого наёмника, и по разумению человека в войне Тьмы и Света он, двуногий, и есть то, из-за чего ведётся эта война) — все эти попытки являют собой просто-напросто гигантскую, проникающую во все сферы деятельности «мыльную оперу», которую мир с замиранием сердца наблюдает уже не одну тысячу лет. Грандиозное, красочное развлечение, состоящее из всех мыслимых ипостасей войны — от войны интеллектуальной до войны реальной. А уж на последней без понятий «Зла» и «Добра» вообще никак не обойтись, ведь за что сражаться, как не за «Добро»? Можно, конечно, сказать, что войны ведутся из-за денег, за каждым конфликтом стоит чей-то капитал, но разве деньги — не наивысшее благо для человека? Пусть об этом печально думать, но деньги и территория — вот Повелитель и Покровитель подавляющего большинства представителей рода homo sapiens. Вот и получается, что за «Добро» сражаются, гибнут и спорят с пеной у рта представители обеих противоборствующих сторон.

То есть Зло, фактически, оказывается неким вспомогательным элементом, шпорой, которую всаживает в бока человечества его неутолимое самолюбие и жажда двигаться вперёд, к собственному благополучию. Конечно же, просто преодолевать препятствия — это тоже хорошо, но когда препятствия эти имеют значение уже почти мистическое, когда доставляющие беспокойство люди и неудачные повороты событий становятся уже приспешниками или орудиями самого «дьявола», а сам ты (о, ну кто хоть раз не думал про себя «я на правильной стороне, потому победа будет за мной», упуская, однако, тот факт, что «правильная» сторона — это именно «своя» сторона, то есть, в конечном итоге, и своя выгода) — воин Света, то сражаться, сживать со света конкурентов, а то и просто делать им гадости, становится как-то легче. Потому что если вдуматься и осознать, что между противоборствующими человеческими сторонами нет, в сущности, никакой разницы, то тогда можно додуматься и до того, что никакая война не нужна. А то и до того, что ты сам — такая же мелкая тварь, как твой противник. Додумайся человечество до этого, все войны и вправду кончились бы, а с ними завершился бы и прогресс, потерялся бы интерес к жизни, на голубом мировом экране засветились бы жирные буквы «конец», и вся современная цивилизация, порождённая святой верой в существование «плохого» и «хорошего», расползлась бы, как медуза, вытащенная на берег в жаркий полдень.
Человек, даже самый невзрачный и ограниченный, лелеет в себе мысль о том, что он есть часть глобальной системы, что некая сила — какой бы она не была — помнит о его существовании и включает его в свои ряды. Естественно, есть и те, кто открыто причисляют себя к «тёмному» войску, всякие есть… И все они строят своё мировоззрение на том, что «для них это плохо, а для меня — хорошо». Это неизбежно, и человек никогда не ударит себя кулаком в грудь и не заявит, «я на стороне той силы, что губительна для всех, включая меня самого».

Даже если кто-то вдруг до такого и додумается, про себя он неизменно прибавит: «только я сумею с нею совладать». Ведь каждый, ухитряясь неким образом соотносить себя с полагаемыми «абсолютными» понятиями (и вместе с тем «относительными», но парадоксальность вообще свойственна человеческому мышлению), мыслит себя единственным и неповторимым, и, конечно, более всех других осознающим «своё высшее предназначение». Даже для школьника жизнь только в его мире кажется слишком мелкой, — всякому необходима некая миссия, которая будет завершена «где-то там», и будет очень важной. Как будто Бог и Дьявол (а тут мы уже имеем в виду Их без всяких кавычек), при всём их запредельном могуществе, просто никак не могут обойтись без какого-нибудь второразрядного клерка в своих делах.
Человек, мысля всё относительным и относительно себя, даже когда говорит о неких Абсолютах, забывает об одной маленькой, но весьма существенной детали — само человеческое сознание относительно, и потому оно никак не может сформулировать определение Абсолюта как такового. Все споры бессмысленны, покуда человек не научится мыслить только Чёрным и Белым, без полутонов и градиентов. И покуда он не поймёт, что Чёрное и Белое никоим образом не противоположны друг другу. Они противоположны только в сравнении с серым, а если серое просто-напросто стереть, перестать его видеть, то и Добро, и Зло распадутся на две самостоятельные и несовместимые (несовместимые, но не противоположные) материи. Ведь не обязательно, в конце концов, что война — это война противоположностей, и уж тем более сомнительно, чтобы принципы диалектики могли быть применимы к тонким сферам. Вечная ошибка человека в том, что на всё: от изучения культур древних цивилизаций и попыток представления быта инопланетных рас до описания внешнего вида ангелов и интерпретации мира Богов — он пытается натянуть своё сегодняшнее мировоззрение, впихнуть нечто непонятное в понятные и знакомые ему рамки, которые зачастую слишком малы, а то и вовсе несопоставимы с исследуемым предметом.

Что есть Зло?

Что есть Зло? Вне всяких сомнений, этот вопрос терзает человечество так же долго, как и вопрос о том, что есть Добро. Его пытаются разрешить родители, уча детей сакраментальному «что такое «хорошо», а что такое «плохо»», над ним бьются учёные всех специальностей, за исключением, пожалуй, маркетологов и иже с ними, которые в глубине души уверены, что именно они-то и изучают самое настоящее «зло», а остальные — так, дилетантствуют.

И в этом поиске, как и вообще в любой погоне за Истиной, тот, кто полагает, что ответ понятен лишь ему одному, будет благоразумно помалкивать, наслаждаясь неведением и тщетными изысканиями сотоварищей. Почему? Просто потому, что людям так веселее жить. Впрочем, не будем углубляться в исследование души человеческой, так как что там можно отыскать, кроме бездны помоев? Лучше вернёмся к теме и ознакомим вас с некоторыми достигнутыми нами результатами в этом «соревновании». Вот видите, хоть относительно этого вопроса мы считаем себя компетентными, но, тем не менее, совершенно не жалеем, что делимся с вами своими соображениями — так что не так-то уж мы и плохи.
Итак. Человек обычно предпочитает принять принцип «всё всему относительно, а, следовательно, всё, что плохо для меня, конкретно для меня и является Злом». И наоборот. Добро противопоставляется Злу: легенды, мифы, произведения всевозможных писателей и фильмы всевозможных режиссёров — все они, в конечном итоге независимо от хитросплетений сюжета, строятся на единственном, универсальном принципе — на борьбе «Зла» и «Добра». Мы склонны считать орудием злых сил человека, который причинил нам боль или обиду, взваливаем вину за свои неудачи на «дьявола» и благодарим за везение «бога». Или наоборот.

Зло и Добро незримо присутствуют в человеческой жизни всегда: их можно увидеть в каждом прожитом дне человека, в каждом его шаге, и любое происшествие он склонен оценивать именно с точки зрения знака этого события — положительное оно для него или отрицательное. Фактически, мир человека во все времена сводился к упрощённому символу Инь-Янь, он представлялся некой областью, с противоположных сторон которой друг навстречу другу распространяется градиент некоторых веществ — чёрного и белого, а где-то на полюсах этого мира есть их источники, являющие собой непостижимые для человека концентрации этих таинственных веществ, состав которых он уже так долго пытается выяснить. Для простоты человек персонализировал эти полюса, обозвав их «богом» и «дьяволом», и на этом, кажется, успокоился, так как тему противоборства таких обретших лица «персонажей» можно эксплуатировать хоть вечность — не надоест. По сути дела, его исследование на этом и закончилось — всё, что произошло после того, как человек уяснил для себя, что «всё относительно», было только «вариациями на тему», обрастанием концепции дополнительными фактами, а то и вовсе нагромождением красивых слов, коими являются все попытки определить Зло и Добро.
Грубо говоря, все человеческие метания от одного воображаемого полюса к другому, все попытки создать некое законченное произведение, охватывающее суть противостояния «бога» и «врага человеческого» (мы намеренно используем именно этот термин — заметьте, что во главу угла человек ставит самого себя, и «дьявол» у него является не «врагом божьим», но «врагом человеческим», то есть «бог», как бы это дико не звучало, в вечной войне из Высшей Силы превращается в обыкновенного представителя человека, эдакого наёмника, и по разумению человека в войне Тьмы и Света он, двуногий, и есть то, из-за чего ведётся эта война) — все эти попытки являют собой просто-напросто гигантскую, проникающую во все сферы деятельности «мыльную оперу», которую мир с замиранием сердца наблюдает уже не одну тысячу лет. Грандиозное, красочное развлечение, состоящее из всех мыслимых ипостасей войны — от войны интеллектуальной до войны реальной. А уж на последней без понятий «Зла» и «Добра» вообще никак не обойтись, ведь за что сражаться, как не за «Добро»? Можно, конечно, сказать, что войны ведутся из-за денег, за каждым конфликтом стоит чей-то капитал, но разве деньги — не наивысшее благо для человека? Пусть об этом печально думать, но деньги и территория — вот Повелитель и Покровитель подавляющего большинства представителей рода homo sapiens. Вот и получается, что за «Добро» сражаются, гибнут и спорят с пеной у рта представители обеих противоборствующих сторон.

То есть Зло, фактически, оказывается неким вспомогательным элементом, шпорой, которую всаживает в бока человечества его неутолимое самолюбие и жажда двигаться вперёд, к собственному благополучию. Конечно же, просто преодолевать препятствия — это тоже хорошо, но когда препятствия эти имеют значение уже почти мистическое, когда доставляющие беспокойство люди и неудачные повороты событий становятся уже приспешниками или орудиями самого «дьявола», а сам ты (о, ну кто хоть раз не думал про себя «я на правильной стороне, потому победа будет за мной», упуская, однако, тот факт, что «правильная» сторона — это именно «своя» сторона, то есть, в конечном итоге, и своя выгода) — воин Света, то сражаться, сживать со света конкурентов, а то и просто делать им гадости, становится как-то легче. Потому что если вдуматься и осознать, что между противоборствующими человеческими сторонами нет, в сущности, никакой разницы, то тогда можно додуматься и до того, что никакая война не нужна. А то и до того, что ты сам — такая же мелкая тварь, как твой противник. Додумайся человечество до этого, все войны и вправду кончились бы, а с ними завершился бы и прогресс, потерялся бы интерес к жизни, на голубом мировом экране засветились бы жирные буквы «конец», и вся современная цивилизация, порождённая святой верой в существование «плохого» и «хорошего», расползлась бы, как медуза, вытащенная на берег в жаркий полдень.
Человек, даже самый невзрачный и ограниченный, лелеет в себе мысль о том, что он есть часть глобальной системы, что некая сила — какой бы она не была — помнит о его существовании и включает его в свои ряды. Естественно, есть и те, кто открыто причисляют себя к «тёмному» войску, всякие есть… И все они строят своё мировоззрение на том, что «для них это плохо, а для меня — хорошо». Это неизбежно, и человек никогда не ударит себя кулаком в грудь и не заявит, «я на стороне той силы, что губительна для всех, включая меня самого».

Даже если кто-то вдруг до такого и додумается, про себя он неизменно прибавит: «только я сумею с нею совладать». Ведь каждый, ухитряясь неким образом соотносить себя с полагаемыми «абсолютными» понятиями (и вместе с тем «относительными», но парадоксальность вообще свойственна человеческому мышлению), мыслит себя единственным и неповторимым, и, конечно, более всех других осознающим «своё высшее предназначение». Даже для школьника жизнь только в его мире кажется слишком мелкой, — всякому необходима некая миссия, которая будет завершена «где-то там», и будет очень важной. Как будто Бог и Дьявол (а тут мы уже имеем в виду Их без всяких кавычек), при всём их запредельном могуществе, просто никак не могут обойтись без какого-нибудь второразрядного клерка в своих делах.
Человек, мысля всё относительным и относительно себя, даже когда говорит о неких Абсолютах, забывает об одной маленькой, но весьма существенной детали — само человеческое сознание относительно, и потому оно никак не может сформулировать определение Абсолюта как такового. Все споры бессмысленны, покуда человек не научится мыслить только Чёрным и Белым, без полутонов и градиентов. И покуда он не поймёт, что Чёрное и Белое никоим образом не противоположны друг другу. Они противоположны только в сравнении с серым, а если серое просто-напросто стереть, перестать его видеть, то и Добро, и Зло распадутся на две самостоятельные и несовместимые (несовместимые, но не противоположные) материи. Ведь не обязательно, в конце концов, что война — это война противоположностей, и уж тем более сомнительно, чтобы принципы диалектики могли быть применимы к тонким сферам. Вечная ошибка человека в том, что на всё: от изучения культур древних цивилизаций и попыток представления быта инопланетных рас до описания внешнего вида ангелов и интерпретации мира Богов — он пытается натянуть своё сегодняшнее мировоззрение, впихнуть нечто непонятное в понятные и знакомые ему рамки, которые зачастую слишком малы, а то и вовсе несопоставимы с исследуемым предметом.

Между прочим, наиболее близкое к «чёрно-белому» мышление у террористов и серийных убийц, а также у… детей. Из такой «расстановки сил» можно увидеть и то, что, возжелай человек достичь действительно Чёрно-Белого, ему пришлось бы уничтожить само человеческое сознание, так как это не тот инструмент, с помощью которого можно препарировать ткани мироздания.

Без сомнений можно сказать лишь то, что Зло и Добро — категории, настолько далёкие и настолько чуждые нашему мышлению, что, мысля их, человек неизбежно переходит в совершенно иное состояние. Состояние Демона или Ангела, если читателю так удобней. Но вряд ли Ангелы или Демоны способны кому-то что-то объяснить после того, как они, собственно, «воплотились» в себя. Это подтверждает ту мысль, что ни один исследователь и ни один мессия своими исследованиями или своим учением никогда не сможет провести до конца своим Путём ни одного страждущего «просветления» ученика. Отсюда вытекает бессмысленность всякого учения и всякой религии, которые пытаются «наставить» путника, а не просто-напросто дать ему информацию, которая сможет послужить ему первой ступенью познания. Все же дальнейшие попытки дойти до чего-либо, идя за кем-то, неизбежно оборачиваются либо сладким заблуждением, либо горестным и осознанным провалом.

Стереть своё сознание человек может только сам, потому что никто и никогда (кроме Высшей Силы, которая, как это должно быть понятно, в человеческом мире присутствует лишь как метафора, оправдывающая поступки человека, но не как самостоятельный действующий элемент) не сможет взять и вытащить из его головы тысячелетиями взлелеянную формулу относительности и противостояния «добра» и «зла» во имя человека. Только сам человек может дотянуться до кнопки пульта, чтобы выключить наконец нескончаемое кино о «хороших» и «плохих».

Решить, как именно должно измениться сознание, чтобы быть стёртым, достаточно сложно, хотя можно предположить, что искусственный разум, который пока безуспешно пытается создать человек (равно как и найти смысл жизни), может оказаться некой моделью, в достаточной мере похожей на «требуемый инструмент». Правда, пока даже самый мощный компьютер по своим возможностям едва достигает уровня ганглия таракана, но кто знает, насколько сможет продвинуться его электронная эволюция? Только представьте себе машину, которая сумеет за какие-то доли секунды выдать решения всех терзающих нас вопросов! Конечно, в данном случае это только доведение задачи до абсурда, но «кто знает исход», как написал однажды Лавкрафт? Возможно, когда-нибудь человек введёт в покорную машину регистрационное имя «Зло», подписав этим самым себе приговор.

Стоит лишь усомниться в существовании врага —
даже подсознательно, —
и ты больше не способен воевать».
Фридрих Дюрренматт, «Зимняя война в Тибете»

SaM.kg
Добавить комментарий