На что может рассчитывать скромный робот-универсал, предназначенный для черной работы на космическом судне? Драить каюты и палубы, подносить инструменты, да терпеть насмешки здоровенных грузчиков. Повышение до высокого звания специалиста не светит, несмотря на громкую фамилию Азимов и безнадежные попытки доказать начальству свои творческие способности. Остается грустно размышлять о скорой отправке в рециркулятор или… дождаться, когда у главного компьютера что-нибудь где-нибудь замкнет, и он превратится в опасного психопата.
Робот — тоже человек!
Огромный корабль «Рэй Брэдбери» бороздит просторы Вселенной, перевозя на далекую планету Прайм погруженный в криогенный сон экипаж. Пока будущие колонисты отдыхают в уютных капсулах, за сложным оборудованием присматривают сотни роботов, возглавляемые «мозгом» с красноречивым именем ХЕЛ9000. Те, кто видел «Космическую одиссею 2001 года» Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick) или читал более ранний рассказ «Молот» Станислава Лема (Stanislaw Lem), не обнаружат ничего нового. История отчасти повторилась, правда, на сей раз злодею противостоит маленький желтенький герой, очень умный и очень эмоциональный.
Старший персонал обидно обзывает его Тормозимовым и грозится отформатировать в темном углу, металлические дамы вовсю кокетничают, а предостережение насчет бродящего поблизости одичавшего бота — вообще в порядке вещей. Непонятно, зачем в этом путешествии понадобились люди, ведь железная ком-анда на удивление жизнерадостна и к тому же способна к саморазвитию. Так или иначе, ее задача — доставить пассажиров в целости и сохранности и включить будильник по прибытии. Внезапно начинают происходить странные события…
Стартовая пробежка вторит веселому мультяшному оформлению: мы прыгаем по платформам и двигаем ящики, расчищая себе дорогу и окунаясь в безмятежный мир двумерных аркадных развлечений. Первый сюрприз — служебный дроид Зельда; бедняжка лишилась корпуса и теперь проживает в электронной памяти Азимова-Тормозимова. Впоследствии туда влезет еще целая компания соратников, и одинокая фигурка станет напоминать всадника, пересекающего леса/поля в сериале Heroes of Might & Magic: крохотная армия не видна, но она есть.
Вторая неожиданность поджидает у дверных охранных систем, которые необходимо взламывать, изображая крутого хакера. Перед изумленным взором предстают пестрые микроплаты; перемещения по электрическим цепям оборачиваются нешуточными походовыми сражениями. В навесных элементах засели упрямые защитники, не признающие безоговорочной капитуляции. В нашем распоряжении — сплошные знаменитости. Не механический отряд, а какая-то мобильная библиотечка любителя фантастики: Желязны, Асприн, Гибсон, Адамс, Верн, Берроуз… Противник управляет разными войсками, от сонного шифратора до крепко сколоченной банды из нескольких сильных «юнитов». Бой идет по основным законам TBS, вынуждая забыть о намерении скоротать пару часов за простенькой поделкой.
Брандмауэром по криокапсуле
Подопечные наделены специализацией согласно профессии, накапливают опыт и понемногу приобретают новые возможности. Поначалу армия не впечатляет; бесхитростное заражение слабенькими вирусами и два-три неубедительных взрыва никого особо не устрашают. Зато после знакомства отважного исследователя с архивариусом, у которой давний зуб на ХЕЛа, откроются торговые терминалы. Местная валюта — энергоны, сиречь портативные зарядные устройства, раскиданные по обширной территории (точнее, заботливо разложенные в труднодоступных закутках). Их нужно кропотливо собирать, ведь походы за покупками приносят немало пользы.
У Азимова и его товарищей предусмотрена одна ячейка для хранения вооружения и еще четыре — для всяческих щитов. Прежде всего стальной вояка должен обладать энергией (уровень здоровья) и мощностью (аналог маны). Растерявший энергетический запас недотепа отключается и ждет окончания схватки с последующей перезагрузкой (потеря даже одного бойца доставляет уйму хлопот).
Перед ходом каждому солдату подбирается определенное действие из шести возможных, не считая паузы. Обычный удар примитивен, но если у соперника не сработал блок или специальное защитное поле, отобранная сила пойдет на подкачку уникальной экстра-атаки. Вожделенная полоска заполняется медленно, поэтому самые разрушительные умения стоит поберечь. Впрочем, можно и не нападать, а накладывать на сподвижников оборонительные и усиливающие программы. Список доступных приемов растет по мере взросления и радует массовыми взломами, огненными бурями и эффективным излечением. Использование предметов требует вдумчивого подхода, но в критический момент ничто так не вдохновляет, как наличие убойных гранат. Или смена амуниции и, в крайнем случае, побег. Первичная расстановка насчитывает не более десятка вариантов, и вычисление оптимальной тактики не займет много времени. Адреналин появится ближе к финалу. До той поры мелкие стычки — лишь способ накопить навыки.
Помимо несговорчивых дверей, «мальчиками для битья» отлично служат встречные роботы. Надо запрыгнуть сверху на жертву, нажать нужную клавишу и перейти в режим боя. Теоретически их можно обходить, благо, точки сохранения щедро разбросаны повсюду. Хотя лучше уничтожать сразу. Возвращение в предыдущие локации гораздо спокойнее, если там не разгуливают обозленные «железки».
Естественно, не обошлось без модуля персональных улучшений. «Прокачке» подлежат 5 параметров, включая традиционные силу и ловкость. На стандартном уровне сложности редкие очки не имеют особого значения, тогда как на трудном желательно хорошенько подумать. До ролевых шедевров далеко, но без минимального планирования никуда. Выбор оружия и брони относительно небогат, да и экипировка не озадачивает: обвешиваемся достойными трофеями, излишки продаем в том же магазинчике. Словом, занимательная боевая система скорее смахивает на вишенку для торта.
Железный лабиринт
Склады, конвейеры, небольшие «шаттлы» и потайные закоулки нашпигованы головоломками и нередко состоят из двух-трех этажей. Где-то нужна простая реакция, где-то — кое-что посерьезнее. Например, в одном местечке могучий пресс мгновенно раздавит, в другом — подойдет для штамповки подставок и сооружения лестницы (главное — вовремя приметить пульт управления краном и догадаться подсунуть подручные штуковины под грозный механизм). Крошечные существа помогают спасти беззащитных людей, но обучены ходить строго вперед, а при встрече с препятствием вообще сворачивают… исключительно налево. Прокладка маршрута для них заставит поломать голову и вспомнить Lemmings . Массивный красный робот очень быстро маневрирует, ускользнуть от него почти невозможно, зато пока он летит за спиной и пугает нацеленной клешней, то обязательно наступит на важные переключатели…
При этом помощи ждать неоткуда. Разговорчивая Зельда рада поделиться перипетиями сюжетной линии и постепенно проясняет происходящее, однако в тяжелую минуту она изрекает нечто вроде «Путь заблокирован, что же нам делать?» или иронизирует: «Тебе что, тактовую частоту понизили?», предлагая искать ответ самостоятельно. Управление удобно (при желании нетрудно обойтись одной мышью), но комнат, пробегаемых «не глядя», немного.
Колоритные враги ведут себя по-разному: тупо ездят вперед-назад, поворачивают случайным образом, гонятся до упора… Встречи с ними одинаково опасны, потому что за физическим контактом (кроме упомянутого парашютирования на макушку) следует красочный взрыв и переигровка эпизода. К тому же на полу частенько разлита едкая охлаждающая эмульсия.
По неглубоким лужам можно попрыгать пару раз, а вот падение в бассейн смертельно.
* * *
Отличная логическая аркада с удачно вплетенной походовой стратегией и ролевыми элементами. Смешение жанров пошло Mr.Robot на пользу, хотя вряд ли привлечет закоренелых тактиков. Ценители казуальных развлечений, напротив, по достоинству оценят симпатичную музыку, забавную вселенную и приятные новшества, придающие незамысловатой внешне игрушке неожиданную глубину. Правда, рассчитывать на долгожительство ей не стоит: прохождение линейно, и кучка наград за отдельные подвиги — не повод возвращаться сюда.