Наставление ДПС
Почитайте, пригодиться
Общие принципы Законодательства об административной ответственности
Законодательство об административной ответственности основывается на принципах законности, равноправия граждан перед законом, демократизма, гуманизма, справедливости, личной ответственности и неотвратимости наказания за совершенное административное правонарушение.
Ответственность за административное правонарушение есть правовое последствие совершения правонарушения, выражающееся в осуждении и применении административного взыскания судом (судьей), органом (должностным лицом) к лицу, виновному в совершении правонарушения.
Каждый водитель должен знать, что в Кыргызской Республике действует презумпция невиновности. Это означает, что водитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность в совершении административного правонарушения не будет доказана в предусмотренном Законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением суда (судьи) или органа (должностного лица), рассмотревшего в пределах своих полномочий дело. И обязанность доказать вину возлагается на должностных лиц государственных органов. Гражданин не обязан доказывать свою невиновность.
Кроме того, необходимо знать, что существует срок давности, по истечении которого нельзя привлечь к административной ответственности. Административное взыскание может быть применено к гражданам и должностным лицам не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (даты составлении Протокола), а к лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не позднее шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
Когда сотрудники ГАИ имеют право изымать водительское удостоверение
Попробуем разобраться, почему водители предпочитают не спорить с сотрудниками ГАИ и платить взятки. Ответ очевиден, не заплатил, заберут водительское удостоверение, и потом бегай по кабинетам, теряй время, унижайся, чтобы получить его обратно. Но на сколько правомерны эти изъятия водительских удостоверений?
Откроем кодекс об административной ответственности и прочитаем его дословно. Статья 567 этого закона гласит: «При совершении нарушения, за которое в соответствии с настоящим Кодексом может быть наложено административное взыскание в виде штрафа и лишения прав управления транспортным средством, у водителя изымается водительское удостоверение на срок исполнения судом решения по делу и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством, о чем делается запись в протоколе о правонарушении. В случаях вынесения постановления о лишении права управления транспортным средством водительское удостоверение не возвращается, а действие временного разрешения продлевается до истечения срока, установленного для подачи жалобы, или до принятия решения по жалобе». Следовательно, при совершении нарушения, за которое не предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством, у водителя не изымается водительское удостоверение. От сюда вывод, сотрудники ГАИ далеко не всегда имеют право изымать водительские удостоверения, хотя они эту норму Закона нарушают на право и на лево, и при этом не несут ни какой ответственности. Вопрос – ПОЧЕМУ? Да по тому, что сами водители не знают, а иногда не хотят отстаивать свои права.
Напомню, за какие нарушения предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством. Статья 230 — Нарушение правил перевозки людей и перевозка пассажиров водителями автобусов или микроавтобусов на автодорогах, по которым движение пассажирского транспорта запрещено. Статья 232 — превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения свыше 40 км/час. Статья 234 — невыполнение водителями транспортных средств законных требований сотрудника милиции об остановке транспортного средства. Статья 235 — несоблюдение водителями транспортных средств требований дорожных знаков, разметки проезжей части дорог, нарушение правил обгона и маневрирования, расположения транспортных средств на проезжей части, перевозки людей, совершенные повторно в течении года. Статья 238 — управление транспортными средствами водителями или иными лицами в состоянии опьянения, а равно передача управления и допуск к управлению транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Статья 240 — нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов совершенное повторно в течении года. Статья 241 — нарушение участником дорожного движения Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки. Статья 242 — нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. Статья 248 — невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием. Статья 250 — систематическое нарушение правил эксплуатации транспортных средств и дорожного движения гражданами, управляющими транспортными средствами, то есть совершение в течение года трех и более правонарушений. Только в том случае, если имело место одно из вышеперечисленных нарушений Правил дорожного движения, инспектор ГАИ вправе изъять водительское удостоверение. При иных нарушениях ПДД, водительское удостоверение не изымается.
Порядок действий сотрудников ГАИ, в случае выявления нарушения правил дорожного движения водителем транспортного средства
В предыдущем разделе перечислены все случаи, когда сотрудники ГАИ имеют право изымать водительское удостоверение. Но возникает вопрос, если было совершено нарушение правил дорожного движения, а инспектор не имеет право изымать водительское удостоверение, каковы должны быть его действия. На этот вопрос также дает ответ Кодекс об административной ответственности. Производство по делу об административном нарушении (каковым является нарушение правил дорожного движения) начинается с момента составления протокола.
В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя, если оно установлено, место, время совершения и существо административного правонарушения, сведения о товарах и транспортных средствах и иных предметах, если изъятие предусмотрено Законом, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеют объяснения, нарушителя, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, совершившим административное правонарушение, если оно установлено, и лицом, его составившим; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
При составлении протокола в обязательном порядке нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Законом, о чем делается отметка в протоколе.
Копия протокола вручается под расписку или высылается лицу, привлекаемому к ответственности за административное правонарушение.
Протокол направляется суду (судье) или органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
При совершении административных правонарушений, влекущих наложение административного взыскания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного расчетного показателя, протокол об административном правонарушении не составляется, а предупреждение оформляется либо штраф налагается и взимается уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения.
Если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеет возможности оплатить штраф на месте, либо оспаривает то составляется протокол об административном правонарушении, в соответствии со всеми требованиями процессуальной части административного Кодекса.
В каких случаях инспектор ГАИ имеет право взимать штрафные санкции на месте? В связи с последними изменениями в Кодекс об административной ответственности только две статьи предусматривают ответственность менее чем один расчетный показатель (100 сом), это статья 244, управление водителями транспортных средств, не имеющими при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, влечет наложение административного штрафа от 0,5 до одного расчетного показателя и статья 247, нарушение пешеходом и пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения, которая влечет наложение административного штрафа от 0,1 до 0,3 расчетного показателя. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедистом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства), влечет наложение административного штрафа от 0,2 до 0,5 расчетного показателя. Но согласно ст. 511 КоАО налагать штрафы имеют право командиры взводов, старшие госавтоинспекторы, госавтоинспекторы, инспекторы административной практики, инспекторы дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции только по статье 247 КоАО. Таким образом, по месту патрулирования, названные выше сотрудники ГАИ, с водителей транспортных средств штрафы взимать не имеют права.
В каких случаях сотрудники ГАИ могут изымать номерные знаки или задерживать транспортные средства
При нарушениях, предусмотренных статьями 224 (Управление водителями транспортными средствами, не зарегистрированными в установленном порядке, с самовольно снятым, нестандартным, нечитаемым, умышленно укрытым посторонними предметами или подложным государственным номерным знаком), 228 (Управление водителями транспортными средствами, переоборудованными без соответствующего разрешения, а также с нанесенными тонирующими покрытиями), 238 (Управление транспортными средствами водителями или иными лицами в состоянии опьянения, а равно передача управления и допуск к управлению транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения), 241 (Нарушение участником дорожного движения Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки), статьями 242 (Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения, повлекшее материальный ущерб транспортных средств или иного имущества, а также причинение легкого вреда здоровью потерпевшего), 243 (Управление и передача транспортных средств лицам, не имеющим права управления), 244 (Управление водителями транспортных средств, не имеющими при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения), 248 (Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием) КоАО, работники Госавтоинспекции, вправе изымать номерные знаки транспортных средств или задерживать транспортные средства и доставлять их для временного хранения на специальные стоянки, создаваемые по решениям местных государственных администраций, до рассмотрения дела в установленном порядке.
Кроме вышеназванных случаев, КоАО предусматривается, что, при совершении повторного правонарушения на водителя, управлявшего транспортным средством по временному разрешению, составляется административный протокол с изъятием временного разрешения, транспортное средство ставится на штрафную стоянку. Изъятое временное разрешение и транспортное средство возвращаются владельцу после рассмотрения и уплаты административного штрафа за допущенное последнее правонарушение.
Нормами КоАО также допускается принудительная эвакуация транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки (парковки), создающие помехи дорожному движению, с доставкой их на специальные стоянки (в отсутствие водителя-владельца).
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях
После того, как работник ГАИ составил протокол о нарушении правил дорожного движения, он обязан в течении суток передать этот протокол лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, обнаружения, а по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
В установленных Законом случаях, дела об административных правонарушениях, могут рассматриваться также по месту учета транспортных средств.
Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, уведомлять родных и близких об административном задержании, пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном или ином языке, которым он владеет, и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу.
Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему представитель.
В качестве защитника или представителя допускается адвокат.
Дело об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня получения судьей или органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В случаях поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей или органом (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц.
Суд (судья) или орган (должностное лицо), приступив к рассмотрению дела об административном правонарушении:
1) объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к ответственности;
2) удостоверяется в явке физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к административной ответственности, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) устанавливает личность участников производства по делу и проверяет полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и уполномоченного представителя;
4) выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения;
5) в необходимых случаях выносит определение о приводе лица, участие которого является обязательным при рассмотрении дела;
6) разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
7) разрешает заявленные отводы и ходатайства;
оглашает протокол об административном правонарушении, а при необходимости — иные материалы дела.
При рассмотрении дела заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Орган (должностное лицо) или суд (судья) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли материальный ущерб.
Рассмотрев дело об административном правонарушении суд (судья) или орган (должностное лицо) выносит постановление по делу.
Постановление должно содержать: наименование суда (судьи) или органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело, изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение, принятое по делу решение.
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи жалобы или представления постановление, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим органом (должностным лицом), судьей или вышестоящим судом.
Изъятые номерные знаки, либо водительское удостоверение хранятся вплоть до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых органами, которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они возвращаются владельцу.
В случаях вынесения судом постановления о лишении права управления транспортным средством водительское удостоверение не возвращается, а действие временного разрешения продлевается до истечения срока, установленного для подачи жалобы, или до принятия решения по жалобе.
Проверка знаний Правил дорожного движения
Водители транспортных средств, совершившие административные правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, по причине недостаточных знаний Правил дорожного движения, наряду с наложением административного взыскания, могут направляться на пересдачу экзаменов.
Проверка знаний Правил дорожного движения, может устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий.
За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное административное взыскание из числа указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса об административной ответственности.
Необходимо отметить, что не в одной статье Особенной части Кодекса об административной ответственности, вводящих ответственность за нарушения ПДД, не предусматривается такой вид наказание, как проверка знаний Правил дорожного движения (ни как основное, ни как дополнительное наказание). А это означает, что хотя такой вид ответственности и предусмотрен КоАО, но на практике, на сегодняшний день его применить невозможно, т.к. Кодексом об административной ответственности не определены те нарушения, за которые такая ответственность может быть применена.
Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствующий вышестоящий орган (должностному лицу) или в районный (городской) суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, принятое вышестоящим органом (должностным лицом), может быть обжаловано в районный (городской) суд.
Постановление судьи, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам и делам об административных правонарушениях областного и приравненного к нему суда.
Вступившее в законную силу постановление судьи может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам и делам об административных правонарушениях областного и приравненного к нему суда.
Решения судебной коллегии по уголовным делам и делам об административных правонарушениях областного и приравненного к нему суда, рассматривавшей административное дело в качестве суда апелляционной или кассационной инстанции по жалобе на судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в Судебную коллегию по уголовным делам и делам об административных правонарушениях Верховного суда Кыргызской Республики.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вручения копии постановления или объявления гражданину постановления о наложении административного взыскания. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен судом (судьей) или органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.
Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы судом (судьей), органом (должностным лицом).
Исполнение Постановлений о привлечении к административной ответственности
Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи жалобы или представления постановление, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим органом (должностным лицом), судьей или вышестоящим судом.
Постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу. Течение срока давности, прерывается, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от его исполнения. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения этого лица.
Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее одного месяца со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования постановления — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или представления без удовлетворения. Штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится нарушителем в учреждение банка Кыргызской Республики.
При неуплате административного штрафа в месячный срок, постановление о наложении административного штрафа направляется судьей или органом (должностным лицом), вынесшим постановление, администрации предприятия, учреждения или организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию или стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных видов доходов.
В случае увольнения лица, привлеченного к административной ответственности, с работы либо невозможности взыскания административного штрафа из его заработной платы или иных доходов администрация предприятия, учреждения или организации в десятидневный срок со дня увольнения или наступления события, влекущего невозможность взыскания, возвращает постановление о наложении административного штрафа суду (судье) или органу (должностному лицу), вынесшему постановление, с указанием нового места работы лица, привлеченного к ответственности (если оно известно); причин невозможности взыскания, а также с отметкой о произведенных удержаниях (если таковые производились).
Если лицо, подвергнутое административному штрафу, не работает или взыскание административного штрафа из его заработной платы или иных видов доходов невозможно, взыскание обращается на имущество лица, подвергнутого административному взысканию постановление о наложении административного штрафа направляется судом (судьей) или органом (должностным лицом), вынесшим постановление, судебному исполнителю для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами производится путем изъятия водительского удостоверения, если водитель лишен права управления всеми видами транспортных средств.
Если водитель лишен права управления не всеми видами транспортных средств, то в водительском удостоверении отмечается, какими видами транспортных средств он лишен права управления.
Скачать здесь
Новость отредактировал Founder — 14 октября 2009