«Грязь – не сало, потер и отстало!» – говорил Мистер Пронька в известном мультфильме. А много ли в наше время найдется желающих избавляться от грязи столь экзотическим способом? Пусть даже и на таких выгодных условиях, которые были предложены нашему герою? Сегодня мы не можем представить себе наше существование без мыла. Приходим домой и первым делом идем мыть руки. Производители этого ценного и необходимого для нас продукта предлагают нам сотни видов и разновидностей: с запахом полевых цветов и морской волны, еловых веток и апельсинов, разных цветов и оттенков, с добавками, ухаживающими за кожей, специальное для детей, хозяйственное для стирки. Всех не перечислишь. Да вы сами это разнообразие видели десятки раз в магазинах и супермаркетах.
Споры о том, кому человечество обязано изобретением мыла, до сих пор не завершены, впрочем, честь спасения человечества от грязи приписывается сразу нескольким древним народам.
Римский ученый и политик Плиний Старший утверждает, что еще древние галлы (населявшие территорию современной Франции) и германцы знали о приготовлении мыла. По свидетельству историка, эти дикие племена делали из сала и золы букового дерева некую чудодейственную мазь, которую использовали для очистки и окрашивания волос, а также для лечения кожных заболеваний. Позже, на рубеже нашей эры с галльскими племенами познакомились древние римляне. Но галлы, видимо, научили своих завоевателей использовать свое мыло только для фиксирования сложных сооружений из волос, т.е. использовать его как помаду. Римляне применяли для этой цели твердые шарики мыла, ввозимые в столицу из завоеванных ими северных земель. Лишь с 164 г. н.э. римляне стали использовать мыло в качестве моющего средства. Живший в ту пору в Риме врач Гален описал мыло и указал при этом, что его надо изготавливать из жира и раствора золы с известью; оно делает кожу мягкой и очищает от загрязнений тело и одежду.
Правда существует и обратная версия, по которой мыло было изготовлено римлянами.
У римлян мыло называлось sapo — по легенде произошло от названия горы Сапо. На этой горе совершались жертвоприношения богам. Смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смывало дождем в глинистый грунт берега реки Тибр. Женщины, стиравшие там белье, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно лучше. Ну и постепенно стали использовать «дар богов» не только для стирки одежды, но и для мытья тела. Кстати, первые мыловарни тоже были обнаружены археологами на территории Древнего Рима, а еще точнее — среди развалин знаменитых Помпей.
От римского слова sapo позднее у англичан образовалось soap, у французов — savon, у итальянцев — sapone.
С вышеприведенными двумя версиями плохо согласуются недавние открытия ученых. Не так давно подробнейшее описание процесса мыловарения было найдено : на шумерских глиняных табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Способ основывался на смеси из древесной золы и воды, которую кипятили и растапливали в ней жир, получая мыльный раствор. Однако этот раствор не имел определенного названия, свидетельств его применения не сохранилось и то, что принято считать мылом, из него не производилось.
Египетские археологи после раскопок в дельте Нила пришли к выводу, что производство мыла было налажено по меньшей мере 6000 лет назад. В некоторых египетских папирусах содержатся рецепты, согласно которым для получения мыла животные или растительные жиры следовало нагревать вместе с щелочными солями, в достатке имеющимися на берегах одного из озер.
Хотя мыло уже было изобретено, многие народы античного мира еще долго продолжали пользоваться щелоком, бобовой мукой, клеем, пемзой, ячменной закваской и глиной. Например, историкам известно, что скифские женщины делали моющий порошок из древесины кипариса и кедра, затем смешивали его с водой и ладаном. Полученной нежной мазью, имевшей тонкий аромат, они натирали все тело. Затем удаляли раствор скребками, и кожа становилась чистой и гладкой.
Даже знаменитый арабский врач Ибн Сина, живший уже в XI в., советовал пользоваться мылом только для обмывания прокаженных. Здоровым же людям он предлагал глину. Еще долго потом (вплоть до XIII в.) мыло стало в одном ряду с медицинскими средствами и лекарствами.
Не была чистота в чести и в средние века. Мылом пользовались только представители первых двух сословий — дворяне и священники, да и то не все поголовно. Правда, необходимо заметить, что жители средневековой Европы прозябали в грязи вовсе не потому, что мыло было недоступно. Просто особое внимание к собственной грешной плоти считалось крамольным с точки зрения свирепствовавшей инквизиции.
Окончательно моду на чистоту привили средневековой Европе рыцари, побывавшие во время крестовых походов в арабских странах. Иногда мыло служило подарком. Крестоносцы в Х11 в., привозили знаменитые мыльные шарики из Дамаска и приносили в дар своим возлюбленным.
Вероятно, арабы в VII в. н.э. узнали способ обработки мыльного раствора гашеной известью и таким образом стали изготавливать твердое мыло. От арабов искусство мыловарения проникло в Испанию. Здесь научились делать твердое красивое мыло из оливкового масла и золы морских растений. Повсюду на Средиземноморье, где выращивали масличные растения, стало процветать мыловарение. Центрами были Аликанте, Карфаген, Севилья, Савона, Венеция, Генуя, а с XVI века также Марсель. С этого времени мыло начало все более широко применяться в качестве моющего средства.
Известно, что в XV и XVI вв. рыцари и купцы привозили пахнущие шарики из Венеции. На них были вытиснены лилии, еловые шишки, полумесяцы — первые, если можно так сказать, торговые знаки.
С XIII в. начинается расцвет мыловарения во Франции и Англии. Отношение к этому ремеслу было самое серьезное. В 1399 г. в Англии король Генрих IV основал орден, особой привилегией которого считалось: мытье в бане с мылом. В этой стране долгое время под страхом смерти члену гильдии мыловаров запрещалось ночевать под одной крышей с мастерами других ремесел — дабы не выдать тайну.
В 1424 г. в Италии, в Савоне, промышленным путем стали выпускать твердое мыло. Жиры соединяли не с золой, а с природной кальцинированной содой, которую добывали из озер. Для варки мыла использовали говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств. Добавляли и растительные масла — льняное, хлопковое, оливковое, миндальное, кунжутовое, кокосовое и пальмовое.
XVII в. вероятно, можно назвать веком глины. К этому времени мыло было уже достаточно распространено в Европе.
Первый шампунь был порошком
До конца XIX века европейцы мыли голову золой и мылом, оставляющими на волосах белый налёт. Изобретение шампуня связывают с именем англичанина Кейси Херберта. Его шампунь был сухим порошком: смесь пудры из мыла и травы. Назывался этот порошок «Shaempoo». Херберт продавал свой шампунь прямо на улице около своего дома в Лондоне. И надо сказать, торговля его шла успешно, но для настоящего успеха не хватало масштабности.
Сама идея Кейси оказалась заразительной, а рецептура шампуня — несложной. И вскоре тут и там лондонские парикмахеры в цирюльнях и аптекари в косметических отделах собственных аптек стали продавать такие же пакетики с сухим порошком «Shaempoo».
Жидкая консистенция шампуня была разработана немецкой компанией «Шварцкопф» в 1927 году. У порошка, несмотря на все свои достоинства, были и серьёзные недостатки: бумажные пакетики с шампунем промокали, да к тому же порошковая пыль иногда вызывала аллергическую реакцию. Жидкий шампунь пенился лучше, уровень очищения волос от загрязнений стал выше. И дозировать жидкий шампунь стало проще, а значит, он стал более экономичным.
История российского мыловарения
На Руси секреты изготовления мыла унаследовали от Византии, а собственные мастера-мыловары появились у нас только в XV в. Известно, что некто Гаврила Ондреев завел в Твери «поварню мыльную с котлом мыльным и со всею поряднею», а в Москве существовал даже мыльный ряд.
Вообще русское мыловарение развивалось самобытным путем. Для этого были весьма благоприятные условия: большие запасы сала, огромные лесные массивы. «Потащным делом» занимались целые деревни. Рубили деревья, жгли их в котлах тут же в лесу, а золу заваривали, делали щелок, выпаривали его, получая поташ.
Такое истребление лесов привело к подорожанию дров, пропал и мед. Однако в 1659 г. «поташное дело», как прибыльное, передали в царскую казну.
Постепенно процесс мыловарения совершенствовался. Был открыт заводской способ получения кальцинированной и каустической соды, что значительно удешевило производство мыла.
Промышленное производство мыла было налажено при Петре I, но вплоть до середины XIX в. им пользовалась только знать. Крестьяне же стирали и мылись щелоком — смесью получаемой из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи.
Главным центром мыловарения был город Шуя, на его гербе даже изображен кусок мыла. Широко известны были и московские фирмы — фабрика Ладыгина, фабрика Альфонса Рале «Рале и К» и парфюмерная фабрика Брокара.
Кстати, оборудование последней поначалу состояло всего из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки. Но Брокар все же сумел стать признанным «королем парфюмерии», выпустив дешевое копеечное мыло для всех слоев населения. Кроме того, он старался придать недорогой продукции привлекательный вид. Например, его мыло «огурец» так походило на настоящий овощ, что покупалось даже из одного любопытства.
В 1839 г. по высочайшему соизволению императора Николая I было учреждено Общество для выделки стеариновых свечей, олеина и мыла. В том же году принадлежащий Обществу Санкт-Петербурский Невский завод начал производство этих товаров, и потому 1840 г. считается датой рождения знаменитой косметической линии «Невская косметика», которая пользовалась в дореволюционной России большой популярностью.
Мыло являлось для завода продуктом профильным и стратегически важным. Оборудование мыловарен постоянно модернизировалось, использовалась только самая передовая техника, сто обеспечивало отменное качество изделий. А в 1843 г. на Всероссийской мануфактурной выставке завод получил право изображать на своей продукции Герб Российской Империи — такого знака в то время удостаивались только товары высочайшего качества.
В 1855 г. заводом была проведена первая рекламная компания продукции Санкт-Петербурского Невского завода: рекламировалось мыло с простым названием «Черное».
В 1868 г. создается «Невское стеариновое товарищество», которое благодаря отменному качеству изделий быстро стало известно не только в России, но и в мире. Достаточно сказать, что продукции «Товарищества» было присвоено 10 Гербов Российской Империи. Уже в начале ХХ в. «Невское стеариновое товарищество» представляло собой солидной предприятие: оно производило 40 разновидностей свечей отличного качества, глицерин, стеарин, и, конечно, туалетное и хозяйственное мыло. Настоящую же славу российским мыловарам принесло мыло «Нестор», получившее международное признание и Золотую медаль на Парижской выставке.
Во время Первой мировой войны «Невское стеариновое товарищество поставляло на фронт мыло, свечи, динамитный глицерин. После революции и декрета о национализации предприятие было надолго «законсервировано». Восстановление производства началось только 1925 г. В конце 20-х и в 30-е годы ассортимент мыла расширился, появились такие марки, как «Ленинград», «Нева», «Петергоф», «Шипр», быстро завоевавшие любовь покупателей. Качество продукции оставалось традиционно высоким: в 1937 г. на Всемирной выставке в Париже мыло «Нева» было отмечено Золотой медалью и дипломом.
Эксперты едины в своем прогнозе развития рынка мыла. Времена, когда покупатель приобретал недорогие средства, постепенно проходят. Потребительские предпочтения смещаются в сторону более дорогих марок и сигментов, предлагающих четкую концепцию, высокое качество, привлекательную упаковку и целый набор дополнительных функций.
С ростом доходов населения и повышением покупательной способности тенденции все сильнее будут смешаться в сторону избирательного подхода к средствам гигиены для каждого члена семьи.
Твердое кусковое мыло не спешит сдавать позиции. Специалисты западного парфюмерно-косметического рынка говорят о репозиционировании твердого мыла. Сегодня к первоначальной гигиенической функции мыла добавились и некоторые другие, например, терапевтические задачи. Сегодня мыло используется для лечения акне, для чувствительной кожи, снятия напряжения, как продукт ароматерапии и для борьбы со старением кожи. Эксперты полагают, что будущее — за мылом с эстетическими качествами, когда цвет, форма, аромат становятся важнейшими критериями выбора продукции той или иной марки. Можно с уверенностью говорить о том, что Россия развивается приблизительно по такому же сценарию. Так, по мнению аналитиков ЭМГ «Старая Крепость», набирает силу новая для российского рынка категория — твердое мыло ручной работы, которое производится по иной технологии, чем мыло массового производства.